среда

Натуралисты XVII в.

 



на примере  Аристотеля с его глубокими, хотя и ошибочными, воззрениями. Так, в 1620 г. .Т. Фиенус, профессор в Лувене, не привнося ничего нового, доказал, что «семя» свертывает менструальную кровь в бесформенную лепешку, на что требуется три дня. После этого разумная душа (энтелехия), вступившая в матку с семенем, вхо­дит в бесформенную материю,.которую она там нашла, и начи­нает придавать ей форму.

Важнейшей вехой в истории эмбриологии должен считаться 1759 г. В этот год была опубликована диссертация «Теория развития» 26-летнего К- Вольфа, ставшего впоследствии академи­ком Петербургской Академии наук. Вольф обосновал эпигенез, проследил развитие зародыша курицы, опровергнув преформизм. Дал описание развития кишечного канала с самого начала до пол­ного формирования, открыл особые органы в человеческом и кури­ном зародышах—вольфовы тела, или первичные почки. Вольф не имел никаких представлений о клеточном строении организмов, однако своими наблюдениями он доказал, что все части тела животных и растений являются разнообразными группами ма­леньких «пузырьков», «гранул», складывающихся в листки (то, что впоследствии названо зародышевыми листками). Он впер-ные высказал идею метаморфоза растений, рассматривая различ­ные органы (чашечка, венчик, тычинки) как видоизменения листа. Однако работы основателя научного эпигенеза обратили на себя внимание лишь более чем полстолетия спустя.

Основателем современной эмбриологии является петербург­ский академик Карл Максимович Бэр, подаривший миру свое знаменитое сочинение «История развития животных», изданное в 1828 г. Труд Бэра основан на фундаментальных наблюдениях за развитием куриного зародыша и зародышей млекопитающих., Он обосновал эпигенетическое представление в более глубокой форме, чем это было сделано Вольфом. Творчество Бэра — яркое доказательство несостоятельности преформистских взглядов в той форме, какони выражались философами и натуралистами в течение многих столетий — от Аристотеля до XVIII в.

К- М. Бэр создал учение о зародышевых листках. Он различал два первичных листка — анимальный и вегетативный. Анималь-ный листок, по Бэру, разделяется в конце развития на кожный слой, дающий покровы, нервную систему и-органы чувств, и на мускульный, дающий мышцы и кости. Вегетативный разделяется на сосудистый слой, который дает мезентерии и сосуды, и слизистый слой, вместе с участками сосудистого образующий стенки кишеч­ного канала. Эти слои дают первичные органы, преобразующиеся в дефинитивные. Учение Бэра о «зародышевых листках» предше­ствовало современным представлениям о зародышевых листках или пластах, созданным А. О. Ковалевским и И. И. Мечнико­вым.

Бэр сделал много важных открытий. Он описал хорду у куриного и человеческого зародышей. Показал, что у зародышей высших животных и человека в периоды их развития формируют­ся органы, функционирующие у низших в течение всей жизни (вольфовы тела, спинная струна). Он доказал, что человек разви­вается по единому плану со всеми позвоночными животными и впервые увидел яйцо млекопитающих и человека. В 1864 г. Пе­тербургская Академия наук по случаю пятидесятилетия научной деятельности Бэра заказала в его честь юбилейную медаль с надписью: «Orsus ab ovo hominem homini ostendit» (Начав с яйца, он показал человеку человека). Бэр сформулировал закон заро­дышевого сходства, согласно которому у зародыша возникают сначала общие признаки типа, затем появляются признаки класса, рода, вида и, наконец, индивидуальные признаки (см. гл. XVII). 'Как ни велики заслуги гениального натуралиста Бэра, следу­ет помнить, что он не был последовательным эволюционистом. Удивительно, ччто, работая лишь на «надклеточном уровне» (ра­боты Т. Шванна и М. Шлейдена, изложивших учение о клеточном строении организмов, вышли в 1838-1839 гг.), почти не прибе­гая к микроскопу и не руководствуясь эволюционной идеей, Бэр явился основателем современной эмбриологии. Творчество Бэра за­вершает доклеточный и додарвиновский период в развитии эм­бриологии. Современная эмбриология немыслима без учения о клетке и без эволюционной идеи.