среда

ИЗ ИСТОРИИ ЭМБРИОЛОГИИ — ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО МЕЧНИКОВА И КОВАЛЕВСКОГО

Зачатки эмбриологических знаний о млекопитающих и птицах были уже в Древнем Египте, Вавилонии, Ассирии, Индии и Китае. С именами Гиппократа (IV в. до н. э.) и Аристотеля (384— 322 г. до н. э.) связывают не только определенные знания в об­ласти развития организмов, но и формулирование важных эмбри­ологических представлений. Аристотель анатомировал и изучал зародышей многих животных, вскрывал куриные яйца на разных стадиях развития, изучал развитие сердца куриного зародыша, исследовал развитие акулы, каракатицы, обнаружил партеногене-тическое развитие пчел, изучал, вероятно, абортивных человечес­ких зародышей. Конечно, далеко не все наблюдения Аристотеля были правильными, а некоторые не представляют и историческо­го интереса. Однако исследования, приписываемые Гиппократу, в особенности теория индивидуального развития Аристотеля, оказа­ли огромное влияние на развитие эмбриологии.

Согласно двусеменной теории Гиппократа плод образуется через смешение мужского и женского «семени» (конечно, в то время никакого представления о половых клетках не было). Вод­ном из трактатов Гиппократа написано, что все части зародыша образуются в одно и то же время, но те, которые по природе своей толще, появляются прежде тонких. Эта идея — предвосхи­щение господствовавшей в течение XVII—XVIII вв. теории пре­формизма (от лат. ргае — впереди, перед и forma — форма). Со­гласно этой теории каждый зародыш является уже вполне сфор­мированным, имеющим все части организмом, которому остается только расти. Выражаясь современным языком, в зародыше пре-добразованы и преформированы все особенности будущего орга­низма, происходит лишь рост без дифференциации. Наиболее крайние и наивные преформисты представляли себе, что каждый организм, в том числе и человеческий, заключает в себе громад­ное количество поколений зародышей, вложенных друг в друга в теле прародителей со времени сотворения мира (наподобие из­вестной детской игрушки — вкладывающиеся один в другой все более мелкого калибра шарики). Между представителями двух направлений пре­формистов велись горячие споры. Анимальку­листы, или сперматики, считали, что зародыши— это семязачатки. Овисты думали, что зародыши в миниатюрном виде находятся не в мужском се­мени, а в яйце, и семя, входящее в яйцо при опло­дотворении, составляет питательный материал за­родыша. Сторонниками преформизма были выдаю­щиеся ученые XVII и XVIII вв. А. Левенгук, Я. Сваммердам, М. Мальпиги, А. Галлер, Ш. Бон­не. Для состояния эмбриологии того времени очень показателен рисунок — сатира на анималькулистов, отстаивавших преформистские взгляды (рис. 1).

Аристотель сформулировал впервые теорию эпигенеза (от греч. epi — после и genesis — проис­хождение), более соответствующую современной эмбриологии. Он, однако, внес в нее идеалистиче­ское содержание. Аристотель думал, что зародыш человека развивается из менструальной крови, яв­ляющейся только материалом для развития, кото­рому «семенная жидкость придает «форму»; иными словами, мужской динамический элемент придает форму жен­скому пластическому элементу. В менструальной крови, по Ари­стотелю, заложена лишь возможность развития, как в мраморной глыбе — статуя, но должен быть фактор осуществления. Важно не то, из чего развивается зародыш, а посредством чего. Мы дол­жны представить нематериальный фактор осуществления—энтеле­хию наподобие того, как идея статуи содержится в мысли скульпто­ра. Энтелехия и есть истинная сущность. Если бы глаз был живым существом, то истинной сущностью его был бы не материал, из которого он устроен, а его зрение. Эта теория может быть опреде­лена как идеалистический эпигенез. Несмотря на это эпигенетиче­ские идеи Аристотеля сыграли выдающуюся роль в науке.

Сколь незначительным и медленным был прогресс эмбриоло­гии в течение многих столетий, видно, из того, что только в 1600 и 1604 гг. появились описания и рисунки развития куриного и че­ловеческого зародышей, принадлежащие Д. Фабрицию. Ему ка­залось, что цыпленок развивается из завитков белка, халаз. В 1652 г. В. Гарвей провозгласил: «Omne vivum ex ovo» — все живое из яйца. Нельзя, однако, думать, что знаменитый созда­тель теории кровообращения имел истинное представление о яйце. В то же время Р. Грааф увидел в яичнике яйцевые мешочки, ко­торые он принял за яйца. На самом деле это сложные образова­ния, вошедшие в науку под названием граафовых пузырьков, внутри которых только одна клетка является яйцом (рис. 2). Я. Сваммердам также в середине XVII в. описал развитие яйца лягушки. А. Левенгук и Гам увидели в «семени» животных мно­жество маленьких подвижных телец, которые А. Левенгук в 1690 г. назвал семенными животными (Spermatozoa).