среда

Наибольшее влияние на экспериментальную эмбриологию

 



в XX в. оказала школа Г. Шпемана, предложившего свою теорию индивидуального развития (см. теорию организационных центров в гл. XI) и разработавшего прекрасные методики микрохирургии на зародышах: снятие оболочек яиц животных, пересадка частей одного зародыша другому, изготовление благоприятной жидкой среды для развития и др. Школа Шпемана дала эмбриологии много фактов о взаимозависимости «частей» развивающегося зародыша (см. гл. XI). Влияние работ Шпемана было значитель­ным до 40-х годов нашего столетия. Особенно большое значение для эмбриологии имели работы учеников Шпемана — Г. Ман­гольд и И. Гольтфретера.

Исключительная роль в развитии эволюционной эмбриологии принадлежит отечественным эмбриологам Д. П. Филатову и П. П. Иванову. Воспитанные на традициях эволюционной морфо­логии, они явились создателями школ, влияние которых не осла­бевает со временем. Д. П. Филатов сделал важные открытия, ка­сающиеся развития органа слуха и глаза у позвоночных, разра­ботал свои методики микрохирургии, а главное — положил нача­ло сравнительной экспериментальной эмбриологии.

Ученик Филатова В. В. Попов своими исследованиями на функционирующих глазах развивающихся позвоночных и на зачат­ке внутреннего уха обосновал функциональное направление в экспериментальной эмбриологии. Было установлено, что различ­ные условия освещения влияют на функциональное состояние сетчатки, а это отражается на ее способности к «индукции» рого­вицы и на контроле за ростом и дифференциацией хрусталика. Попов считает доказанным влияние на процесс онтогенеза «услов­ного раздражения» (сочетание светового раздражения как «ин­дуктора» нового хрусталика с вибрационными раздражениями).

Формативные связи и взаимные влияния между частями раз­вивающегося организма — важнейший и неотъемлемый раздел в современных эмбриологических исследованиях. Ученые продол­жают исследования индукционных взаимодействий частей разви­вающегося организма.