в XX в. оказала школа Г. Шпемана, предложившего свою теорию индивидуального развития (см. теорию организационных центров в гл. XI) и разработавшего прекрасные методики микрохирургии на зародышах: снятие оболочек яиц животных, пересадка частей одного зародыша другому, изготовление благоприятной жидкой среды для развития и др. Школа Шпемана дала эмбриологии много фактов о взаимозависимости «частей» развивающегося зародыша (см. гл. XI). Влияние работ Шпемана было значительным до 40-х годов нашего столетия. Особенно большое значение для эмбриологии имели работы учеников Шпемана — Г. Мангольд и И. Гольтфретера.
Исключительная роль в развитии эволюционной эмбриологии принадлежит отечественным эмбриологам Д. П. Филатову и П. П. Иванову. Воспитанные на традициях эволюционной морфологии, они явились создателями школ, влияние которых не ослабевает со временем. Д. П. Филатов сделал важные открытия, касающиеся развития органа слуха и глаза у позвоночных, разработал свои методики микрохирургии, а главное — положил начало сравнительной экспериментальной эмбриологии.
Ученик Филатова В. В. Попов своими исследованиями на функционирующих глазах развивающихся позвоночных и на зачатке внутреннего уха обосновал функциональное направление в экспериментальной эмбриологии. Было установлено, что различные условия освещения влияют на функциональное состояние сетчатки, а это отражается на ее способности к «индукции» роговицы и на контроле за ростом и дифференциацией хрусталика. Попов считает доказанным влияние на процесс онтогенеза «условного раздражения» (сочетание светового раздражения как «индуктора» нового хрусталика с вибрационными раздражениями).
Формативные связи и взаимные влияния между частями развивающегося организма — важнейший и неотъемлемый раздел в современных эмбриологических исследованиях. Ученые продолжают исследования индукционных взаимодействий частей развивающегося организма.