формообразовательных процессов доминирующими исследованиями, особенно начиная с 20-х годов нашего столетия, были биохимические. Вышедшая - в 1931 г. известная сводка «Химическая эмбриология» Дж. Нид-хема, не охватившая, конечно, все исследования, уже содержала библиографию 8000 биохимических работ в области эмбриологии. Начиная с 50-х годов в связи с успехами молекулярной биологии и выяснением роли нуклеиновых кислот в синтезе белков и в явлениях наследственности интерес к биохимии эмбрионального развития возрос еще больше. В частности, появились многочисленные данные об изменениях в синтезе белков и нуклеиновых кислот в ходе развития организма, развития отдельнах органов, в процессах дифференциации клеток и тканей. Но, к сожалению,. крайне мало биохимических исследований, в которых доказывалось бы, что изменения в метаболизме являются действительно причиной тех или иных морфологических явлений.
Еще труднее сообщить что-либо, «устоявшееся» в области физики эмбрионального развития. Между тем даже грубое физико-химическое моделирование жизненных процессов в прошлом веке («искусственные клетки» и др.) помогало биологии, а в настоящее время прогресса естествознания создание моделей, кибернетических устройств, имитирующих те или иные явления развития организмов, приобретает еще большее значение.
Таким образом, закономерности развития организмов исследуются с использованием методов физики, химии и математики на разных уровнях: молекулярном, клеточном и на уровне познания взаимодействия между клетками, тканями, частями зародыша, т. е. на уровне развивающегося организма как целого. На каком уровне проводится исследование, требуются ли биофизические, биохимические, гистохимические, хирургические или иные методики — все это зависит от изучаемого явления и от задачи исследования. При изучении развития организмов наука имеет дело как с процессами молекулярного и атомного характера, для познания которых требуется применение квантовой физики, так и с надмолекулярными, клеточными и надклеточными процессами, которые не только не требуется, но и невозможно изучать лишь на молекулярном уровне, — взаимные отношения частей зародыша, специальные биологические структуры, влияние биотических факторов среды на развитие зародыша (см. гл. XIV) и обширный круг других биологических явлений.
Основой современной эмбриологии служит эволюционная идея. Развитие зародыша может быть понято должным образом лишь в том случае, если его рассматривать как результат исторического развития организмов. Вот почему в настоящей книге многие процессы эмбрионального развития рассматриваются в сравнительном, эволюционном аспекте.