— одна из важнейших ветвей биологии — переживает полосу нового расцвета, обусловленного прогрессом всего естествознания. Индивидуальное развитие организма, сущность и причины формообразовательных процессов, характеризующих это развитие, такие важнейшие вопросы эмбриологии, как проблемы детерминации и дифференциации, — все это оказалось на передовом плане исследований не только эмбриологов, но и генетиков, цитологов, биохимиков и молекулярных биологов.
Дальнейший прогресс генетики немыслим без исследований цепи генотипически обусловленных процессов «развития признаков», а дальнейший прогресс цитологии — если клетка изучалась бы абстрактно, вне развития организма.
Каждый год приносит новые факты, возникают новые идеи, подчас объявляющие устаревшим то, что было сказано только вчера. При такой ситуации было бы ошибкой не сообщать студенту о новых фактах и новых гипотезах, но было бы не меньшей ошибкой сообщать это новое в догматической форме, как бесспорное слово в науке.
При подготовке книги к четвертому изданию в учебнике сохранена дискуссионная манера обсуждения принципиальных теоретических вопросов. Для привлечения внимания молодежи к решению народнохозяйственных задач внесен небольшой заключительный раздел, посвященный проблемам, в решении которых необходимо участие специалистов-эмбриологов.
Срок, прошедший после выхода в свет третьего издания «Общей эмбриологии», за которое Б. П. Токину была посмертно присуждена Государственная премия СССР, достаточно велик — 8 лет. За этот период появилось много новых фактических данных, потребовавших внесения поправок в текстовую и иллюстративную части книги. В настоящее время достаточно большое внимание уделяется генетико-эмбриологическим проблемам в ущерб эмбрио-лого-физиологическим, эмбриолого-экологическим и другим пограничным с эмбриологией проблемам. Акцент в определении сущности индивидуального развития неоправданно сместился с развивающегося организма на геном, поскольку онтогенез стал рассматриваться как процесс реализации наследственной информации, закодированной в молекулах ДНК. Поэтому в учебник внесены новые данные, касающиеся вопросов соотношения эмбриологии, генетики и молекулярной биологии.
Поскольку преподавание осйов биологии индивидуального развития введено во всех университетах СССР и курс лекций читается для всех студентов-биологов зоологических и ботанических специальностей, в настоящее издание включена глава, которая посвящена основам эмбриологии растений. Эта глава написана доктором биологических наук Т. Б. Батыгиной.
Доработка рукописи по замечаниям рецензентов осуществлена Г. П. Коротковой. При доработке сохранены сложившаяся структура изложения материала, эволюционный аспект рассмотрения основных эмбриологических проблем, включая и генетико-эмбрио-логический. В связи с этим в книге сохранен очерк теории лар-вальных сегментов П. П. Иванова, имеющий большое значение для эволюционных построений. В учебнике по возможности сохранен авторский стиль изложения, отличающийся образностью, сохранена и неизбежная субъективная оценка некоторых идей, о чем всегда предупреждал и сам автор.
Большую помощь в создании учебника оказали сотрудники кафедры эмбриологии Ленинградского государственного университета: Н. С. Габаева, Д. Г. Полтева, Е. Б. Кричинская, С. М. Ефремова, Е. Л. Авенирова — и сотрудники лаборатории эмбриологии Ботанического института АН СССР. Всем им я приношу глубокую благодарность.