среда

Эмбриология

 



— одна из важнейших ветвей биологии — пережива­ет полосу нового расцвета, обусловленного прогрессом всего есте­ствознания. Индивидуальное развитие организма, сущность и при­чины формообразовательных процессов, характеризующих это развитие, такие важнейшие вопросы эмбриологии, как проблемы детерминации и дифференциации, — все это оказалось на передо­вом плане исследований не только эмбриологов, но и генетиков, цитологов, биохимиков и молекулярных биологов.

Дальнейший прогресс генетики немыслим без исследований це­пи генотипически обусловленных процессов «развития признаков», а дальнейший прогресс цитологии — если клетка изучалась бы абстрактно, вне развития организма.

Каждый год приносит новые факты, возникают новые идеи, подчас объявляющие устаревшим то, что было сказано только вчера. При такой ситуации было бы ошибкой не сообщать студен­ту о новых фактах и новых гипотезах, но было бы не меньшей ошибкой сообщать это новое в догматической форме, как бесспор­ное слово в науке.

При подготовке книги к четвертому изданию в учебнике сох­ранена дискуссионная манера обсуждения принципиальных теоре­тических вопросов. Для привлечения внимания молодежи к реше­нию народнохозяйственных задач внесен небольшой заключитель­ный раздел, посвященный проблемам, в решении которых необхо­димо участие специалистов-эмбриологов.

Срок, прошедший после выхода в свет третьего издания «Об­щей эмбриологии», за которое Б. П. Токину была посмертно при­суждена Государственная премия СССР, достаточно велик — 8 лет. За этот период появилось много новых фактических данных, потребовавших внесения поправок в текстовую и иллюстративную части книги. В настоящее время достаточно большое внимание уделяется генетико-эмбриологическим проблемам в ущерб эмбрио-лого-физиологическим, эмбриолого-экологическим и другим погра­ничным с эмбриологией проблемам. Акцент в определении сущно­сти индивидуального развития неоправданно сместился с разви­вающегося организма на геном, поскольку онтогенез стал рассма­триваться как процесс реализации наследственной информации, закодированной в молекулах ДНК. Поэтому в учебник внесены новые данные, касающиеся вопросов соотношения эмбриологии, генетики и молекулярной биологии.

Поскольку преподавание осйов биологии индивидуального раз­вития введено во всех университетах СССР и курс лекций читается для всех студентов-биологов зоологических и ботанических специальностей, в настоящее издание включена глава, которая посвящена основам эмбриологии растений. Эта глава написана доктором биологических наук Т. Б. Батыгиной.

Доработка рукописи по замечаниям рецензентов осуществлена Г. П. Коротковой. При доработке сохранены сложившаяся струк­тура изложения материала, эволюционный аспект рассмотрения основных эмбриологических проблем, включая и генетико-эмбрио-логический. В связи с этим в книге сохранен очерк теории лар-вальных сегментов П. П. Иванова, имеющий большое значение для эволюционных построений. В учебнике по возможности сохра­нен авторский стиль изложения, отличающийся образностью, сохранена и неизбежная субъективная оценка некоторых идей, о чем всегда предупреждал и сам автор.

Большую помощь в создании учебника оказали сотрудники ка­федры эмбриологии Ленинградского государственного университе­та: Н. С. Габаева, Д. Г. Полтева, Е. Б. Кричинская, С. М. Ефре­мова, Е. Л. Авенирова — и сотрудники лаборатории эмбриологии Ботанического института АН СССР. Всем им я приношу глубокую благодарность.