среда

Особенности присоединения детектора

Внеколоночное размывание хроматографической полосы на участке от колонки до кюветы детектора сильно снижает эффективность разделения. В данной линии совершенно недопустимы плохо промываемые объемы (например, недостаточно чисто обработанные торцы капилляра), а ее длина должна быть минимальной.

Давление в хроматографической системе максимально на выходе из насоса и снижается почти до атмосферного на выходе из колонки. Соответственно падает и растворимость воздуха в подвижной фазе. При недостаточно тщательной дегазации он выделяется из подвижной фазы в виде пузырьков, которые при попадании в кювету детектора вызывают сильный шум и броски нулевой линии.

Чтобы предотвратить выделение пузырьков, в кювете создают повышенное давление (от 0,05 до 0,2 МПа), устанавливая на ее выходе какое-либо гидравлическое сопротивление. Обычно для этого достаточно 0,3—1 м капилляра с внутренним диаметром 0,25 мм. Не рекомендуется использовать специально сплющенные отрезки капилляров, так как они гораздо легче засоряются, чем трубки с круглым сечением, а засорение выходной линии может привести к слишком высокому давлению в кювете и ее разрушению.

Лучше всего ставить на выходе из детектора фторопластовую трубку такого внутреннего диаметра, чтобы она умеренно плотно надевалась на капилляр, применяемый в качестве гидравлического сопротивления. Это соединение служит своего рода предохранительным клапаном: в случае засорения капилляра его просто выбьет из фторопластовой трубки.

При использовании детекторов, работающих по дифференциальной схеме, необходимо следить за тем, чтобы сравнительная кювета всегда была заполнена растворителем. При каждой замене подвижной фазы после того, как колонка полностью уравновешена с новым растворителем, кювету необходимо заполнить тем же растворителем. Для этого обычно соединяют выход рабочей и вход сравнительной кюветы короткой (8 — 12 см) фторопластовой трубкой, которую плотно надевают на сответствующие капилляры. Промывку ведут — 5 мин, затем присоединяют

выходную линию к выходу рабочей кюветы, а освободившийся конец фторопластовой соединительной трубки надевают на входной капилляр сравнительной кюветы, замыкая ее петлей.

При работе с рефрактометрами, которые особенно чувствительны к пульсации давления, лучше использовать более сложную схему. Для промывки сравнительной кюветы трехходовой кран устанавливают в положение I, а после ее окончания переводят в рабочее положение II, запирая выход из кюветы сравнения. Все соединительные линии выполняют из фторопластовой трубки с внутренним диаметром около 1—1,5 мм для уменьшения их сопротивления.

При реализации этой схемы в отличие от предыдущей обе кюветы находятся под одним и тем же давлением, а незначительные остаточные пульсации дополнительно компенсируются, что заметно улучшает нулевую линию.